В начале 90 годов в России бушевал кризис вызванный распадом СССР, переходом от плановой экономики к рыночной и серией радикальных гайдаровских реформ. Несмотря на это, начали активно развиваться малые и индивидуальные предприятия для реализации деятельности, которых требовались недорогие развозные малотоннажные городские автомобили.
РИАТ в это время занимался проектом «КАТАСИ» совместно со словацким заводом в городе Бановец-над-Бебравой, который во время объединенной Чехословакии входил в состав национального предприятия TATRA. В 1990 году это предприятие получило независимость от головного завода Tatra Koprivnice, оставшегося на территории Чехии, и стало теперь именоваться VAB s.p. ("Производство автомобилей в Бановце").
Первым самостоятельным автомобильным проектом завода VAB стал мини-грузовичок Microcar M19, предназначенный для работы в городе в качестве развозной или коммунальной машины. Мелкосерийный выпуск "Microcar" на VAB стартовал в 1993 году. И в качестве одного из основных экспортных рынков сбыта словаки рассматривали Россию.
Руководство РИАТа провело переговоры с представителями VAB по результатам которых договорились о налаживании сборки силами компании РИАТ из Набережных Челнов - как и в случае с большими самосвалами КАТАСИ. РИАТ показал Microcar на автосалоне в Москве в 1994 году, а в мае 1995-го привезли еще и на Нижегородскую ярмарку.
Основные характеристики Microcar M19 были следующие:
o Габариты: 3620×1410×1900 мм
o Колесная база, мм: 1900
o Колея колес передних/задних, мм: 1213/1225
o Грузоподъемность: 890 кг
o Категория: N1 (грузовые автомобили малой грузоподъемности)
o Компоновка: кабина над двигателем
o Кузов: пластиковая двухместная кабина + фургон/грузовая платформа
o Колесная формула: 4×2 (задний привод)
o Максимальная скорость, км/час: 80
o Двигатель: дизельный итальянской фирмы Lombardini
o Модель двигателя: 4LD 820
Количество цилиндров: 4
Рабочий объём, л: 1,22
Мощность двигателя, л.с.: 32
o Эксплуатационный расход топлива, л/100 км: 5
o КПП: механическая 5-ти ступенчатая
o Подвеска: рессорная
o Рулевое управление: червячный редуктор без усилителя
o Тормоза гидравлические с вакуумным усилителем
Особенности конструкции:
o Пластиковая кабина двухместная кабина и грузовой фургон- необычное решение для коммерческих авто того периода
o Компактные размеры сочетались с необычно высокой грузоподъемностью
o Расположение дверей фургона: справа и сзади
o Объём кузова, м3
Так как конструктивно Microcar был машиной предельно простой, тиражирование его не требовало слишком сложной оснастки, РИАТ рассматривал возможность организации изготовления и сборки таких автомобилей на своих производственных площадях. Кабина, например, имела каркасно-панельную конструкцию и изготавливалась без применения штампов: сварной каркас из профилей обшивался пластиковыми панелями.
По результатам экспонирования этого грузовичка на Нижегородской ярмарке в 1995 году и Экспоцентре на Красной Пресне была видна заинтересованность потенциальных покупателей в таком автомобиле.
РИАТ запустил работы по легализации МИКРОКАР и продвижению его на наш рынок. В 1995 году в орган по сертификации была направлена заявка на получение Одобрения типа транспортного средства. Часть протоколов испытаний были зачтены по результатам его европейской сертификации (тормозные свойства, дымность, экология, внешний шум, установка устройств освещения и световой сигнализации). А вот для проверки внутреннего шума и содержания вредных веществ в кабине тот самый выставочный экземпляр отправили на автополигон НИЦИАМТ.
В результате оперативно было получено ОТТС, идентификационный номер и разрешение на выпуск грузового автомобиля-фургона и шасси
Однако в ходе заводских эксплуатационных испытаний были выявлены ряд неисправностей и недоработок. В первую очередь это низкая эффективность отопления кабины в зимних условиях, проблемы с приводом переключение коробки передач и ее ресурсом. Были попытки использовать силовой агрегат от Москвича 412, но время было потеряно. К этому времени на рынке начали появляться Газели, и первые частные перевозчики активно начали осваивать их. Проект «МИКРОКАР» РИАТ закрыл.
В тоже время среди потребителей уже тогда было мнение что: «…МИКРОКАРы не конкурент "Газелям". Совершенно разное предназначение. Вполне могли сосуществовать…для развозки самое то: в любой двор заедет. На ВАЗе и ГАЗе ничего подобного не было…».
Если оценивать рынок, то и сейчас существует потребность в небольших городских развозных автомобилях-фургонах с грузоподъёмностью около 1 тонны и фургоном объёмом 3м3. Такие характеристики недостижимы для грузовиков на базе легковых автомобилей (называемых в народе «каблуками»). Спрос на них был бы заметным при стоимости 75-80% от стоимости Газели в базовом исполнении.
Кстати, в Китае производятся и выпускаются большими тиражами аналоги МИКРОКАР, стоимость которых составляет от $5000 до $7000 в зависимости от модификации. Это наиболее близкие по характеристикам модели Changan Star Truck и DFSK С31/2 производимые на заводах CHANGAN Automobile Group и DONGFENG Motor Corporation/
Автор Ю.А.Гречаный, главный технический консультант ОАО «РИАТ»