Закупки «КАМАЗа» станут прозрачнее
«КАМАЗ» меняет систему работы со своими поставщиками – новый подход позволит компании уменьшить издержки и снизить себестоимость продукции.
Первым шагом в этом направлении стало создание Блока заместителя генерального директора ОАО «КАМАЗ» по закупкам, объединившего две уже существующие структуры – Центр закупок, приобретающего продукцию для главного сборочного конвейера автозавода, и ООО СТФК «КАМАЗ», которое занимается закупками для нужд дилерской и сервисной сетей. Главная задача нового Блока – минимизировать затраты и оптимизировать процесс закупки. Чтобы добиться требуемого результата, на «КАМАЗе» было принято решение заключать договоры с заводами-производителями напрямую, исключив из «цепочки» посредников, а также, в процессе переговоров с поставщиками, добиваться от них снижения цен на поставляемую продукцию. По замыслу инициаторов, эти меры должны устранить «фирмы-паразиты», которые реализуют автозаводу сырье и компоненты по завышенным ценам.
По словам заместителя генерального директора ОАО «КАМАЗ» по закупкам Рустама Шамсутдинова, в компании будут использоваться тендеры и определённая формула, влияющая на распределение объёмов поставок. Помимо цены и качества, в ней содержатся коэффициенты, которые влияют на ритмичность поставок, дают возможность развития. «У нас достигнута договорённость и создана «тройка» – группа по определению проектной цены – «конструктор – закупщик – экономист», - отмечает Шамсутдинов. - Уже на стадии проектирования, конструирования определяется, сколько может стоить та или иная деталь: конструктор определяет, закупщик-маркетолог проверяет состояние рынка по данному продукту, экономист подключается, когда речь заходит о нормативах». «Это приводит к тому, что проектная цена становится выполнимой – и при этом прозрачной», - заключает Шамсутдинов.
Ещё один новый инструмент – казначейство, которое внедряется совместно с департаментом финансов «КАМАЗа». Компания гарантирует своевременные платежи в адрес поставщика, а он, в свою очередь, исключает из цены своего изделия (компонента, материала) финансовые риски.
Надо сказать, что выбранная политика оказалась верной. Так, только с начала 2013 года удалось сократить затраты на сумму более 328,6 млн. рублей, в том числе, за счёт снижения цен на поставляемую в Центр закупок продукцию. При этом были исключены некоторые недобросовестные посредники, которые поставляли товар по завышенным в разы ценам. Например, компоненты производства «БелОМО» «КАМАЗ» был вынужден покупать с наценкой до 90%, а огнетушители ОП-2 производства «Ярпожинвест» компания-посредник поставляла автозаводу, накручивая 60%! При этом «КАМАЗ» не рвёт отношения с фирмами-посредниками, доказавшими высокую эффективность работы.
Внедряя новую практику взаимоотношений с поставщиками, флагман отечественного грузового автомобилестроения уходит от коррупционной составляющей, обеспечивая прозрачность в системе закупок и снижая комплаенс-риски. В том числе и работа в этом направлении, вкупе с программой по оптимизации трудового процесса и снижению комплаенс-рисков привели к положительным финансовым результатам. Так, согласно бухгалтерской отчётности «КАМАЗа» по итогам 2012 года, компании удалось снизить себестоимость выпускаемой продукции на два процента – с 96,9 млрд. рублей (2011 г.) до 95 млрд. рублей (2012 г.).
Категория: КАМАЗ
Дата: 04 апреля 2013