Содержание:
Почему возник вопрос о двигателях Cummins на КАМАЗ
КАМАЗ и РИАТ-КАМАЗ
Двигатель для КАМАЗ - Cummins ISL и ISLe
Почему двигатель именно Cummins?
Улучшенная трансмиссия
Предпусковой подогреватель на автомобилях КАМАЗ Cummins
Вариантная ошиновка КАМАЗ Cummins
Комплектация КАМАЗ Cummins по выбору заказчика
Изменения Cummins при ребрендинге
Крупные производители транспортных средств делают ставку на те модели, которые возможно эксплуатировать в самых различных условиях, за исключением, пожалуй, самых жестких. Последние чаще всего связаны с бездорожьем и работой в условиях крайне низких температур.
В жёстких условиях логично использовать технику, которая специально создается под такой запрос. Но перед производителем возникает вопрос целесообразности. Нужно ли ему выпускать продукцию, которая решает специализированные задачи, но не может соперничать в массовости с серийной техникой? И верно ли, что в суровых условиях эксплуатация серийных автомобилей менее эффективна?
КАМАЗ ответил на поставленные вопросы положительно: такие автомобили надо выпускать. И да, особые условия требуют специальной техники, поскольку становится очень важно, чтобы машина выполнила запланированную работу: не подвела, вытянула, завелась и не позволила остаться без движения в мороз. Поэтому в 1992 г. в г. Набережные Челны было открыто ООО РИАТ (сейчас – ОАО РИАТ), специализирующееся на выпуске техники для работы:
Чем КАМАЗ-РИАТ отличается от серийной техники?
Первое и главное, что отличает КАМАЗ-РИАТ» от серийных моделей – использование двигателей Cummins ISL и ISLe вместо серии «КАМАЗ-740».
Фирма Cummins Inc. – мировой индустриальный гигант, который работает на рынке больше 100 лет. В 2006 году Cummins учредил совместное с «КАМАЗом» предприятие «Камминз КАМА» в Набережных Челнах и теперь делает дизели в России. Двигатели Cummins ISLe с 2017 г. собирают в Набережных Челнах параллельно с двигателями серии ISBe.
К началу выпуска стоял выбор: какой двигатель использовать? Конкурентом Cummins был Caterpillar – но при всех своих достоинствах двигатель Caterpillar удваивал стоимость машины.
Сейчас для применения на автомобилях «КАМАЗ» сертифицированы две разновидности дизельных двигателей Cummins:
Двигатель Cummins ISB имеет объем 6,7 л и диапазон мощностей от 210 л. с. до 300 л. с. Двигатель хорош при стандартных условиях работы, на дорогах с твердым покрытием. Эта легкая и компактная модификация дизеля Cummins производства «Камминз Кама» хорошо зарекомендовала себя на многих среднетоннажных моделях «КАМАЗов».
Дизель Cummins ISL отличается увеличенной мощностью – от 340 л. с. до 400 л. с. (при объеме 8,9 л). Эта модификация выдерживает эксплуатацию в напряженных условиях на дорогах любого типа и на бездорожье. Дизель Cummins ISL может работать с перегрузками и в тяжелых климатических условиях, включая районы Крайнего Севера.
Конструктивные преимущества находят адекватное отражение в эксплуатационных характеристиках КАМАЗ с двигателем Cummins ISL. Гарантийный пробег двигателя составляет 400 000 км. Это в четыре раза больше, чем гарантийный пробег двигателя 740.705, устанавливаемого на серийные КАМАЗы.
На КАМАЗ РИАТ устанавливает именно Cummins модификации ISL: мощный тяговитый ресурсный двигатель.
Длинная и высокая «полка» на графике крутящего момента – важное преимущество автомобиля с Cummins ISL. Опытные водители, искушенные в езде по бездорожью, знают: везут не лошадиные силы, а ньютоно-метры. Это известная в шоферской среде приговорка утверждает приоритет крутящего усилия на оси ведущего колеса перед формальным параметром мощности мотора.
Чтобы проехать по болотной колее надо физически провернуть колесо, а это происходит за счет усилия на его контактной поверхности, а не за счет формальной мощности мотора. Именно высокий крутящий момент отличает автомобили КАМАЗ с двигателями Cummins ISL.
Для моделей КАМАЗ-РИАТ были выбраны двигатели Cummins в силу целого ряда причин.
Надежность
КАМАЗ Cummins: удобство в обслуживании и ремонтопригодность
Привод вспомогательных агрегатов на Cummins ISL расположен в передней части двигателя, его удобно обслуживать. Чтобы получить доступ к передней крышке дизеля Cummins на а/м КАМАЗ, достаточно снять вентилятор охлаждения радиатора. Цилиндры рядной шестерки ISL имеют мокрые легкосъемные гильзы, это обеспечивает быстроту и удобство замены. Такая конструкция выдерживает четыре капремонта. Двигатель мощный, выносливый, ремонтопригодный. При этом качество капремонта будет гораздо более прогнозируемым, а межремонтный пробег составит более 500 000 км, что при возможности четырех ремонтов продлевает срок службы двигателя на 2 000 000 км.
Экономичность автомобилей КАМАЗ Cummins
Тестовый расход КАМАЗ с двигателем КАМАЗ 740.705 (11,76 л) составляет 67 л/100 км. КАМАЗ с двигателем Cummins ISL (8,9 л) сжигает 55 л на 100 км. При годовом пробеге в 40 000 км (в среднем это немного, в ряде случаев автомобили КАМАЗ дают более 70 000 км) экономия на топливе составляет более 200 000 руб. в год.
Если поставить на автомобиль мотор удвоенной мощности, то вдвое быстрее машина не поедет. Хотя бы потому, что при двойном увеличении мощности маршевого двигателя выйдут из строя другие агрегаты: сцепление, трансмиссия, мосты, подвеска и колеса. В автомобиле все должно быть точно рассчитано и соответствовать одно другому. Инженеры ясно это понимали, увеличивая мощность двигателя автомобиля КАМАЗ. Специальное внимание инженеры уделили подбору агрегатов КАМАЗ, адекватных повышенной мощности мотора Cummins.
Прежде всего это касается коробки перемены передач (КПП).
На грузовиках, самосвалах и тягачах РИАТ-КАМАЗ используются КПП, сделанные в Германии компанией ZF Friedrichshafen AG – одним из самых авторитетных европейских производителей автомобильных трансмиссий.
НА КАМАЗ с двигателем Cummins РИАТ использует две модели коробок ZF:
Девятиступенчатая модель ZF 9S используется на среднетоннажных автомобилях семейства 43118, 44108, 65115. Коробка передач ZF-9S Ecomid состоит из четырехступенчатой части с понижающей передачей и задним ходом, с промежуточным валом. Число передач удваивается благодаря использованию установленного сзади демультипликатора планетарного типа. Вместе с понижающей передачей таким образом получаются 9 передач для движения передним ходом и одна передача заднего хода. Передачи 1–4 относятся к низшему, передачи 5–8 к высшему диапазону демультипликатора. Передаточные числа коробки находятся в диапазоне от 9,48 до 0,75 (понижающая передача); задняя передача – 8,97. Максимальный крутящий момент на входе КПП — 1300 Нм. Вес агрегата – 190 кг.
Механическая шестнадцатиступенчатая коробка ZF 16S, состоит из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора, расположенного сзади основной КП. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача – зубчатой муфтой. Демультипликатор – планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3–4 передач к 5–6 и наоборот. ZF 16S обеспечивает 16 вариантов передаточного числа. Эта коробка предназначена для работы в более тяжелых дорожных условиях, чем девятискоростная, она справляется даже с жестким бездорожьем. Передаточные числа этой коробки изменяются в диапазоне от 16,41 до 1,00. Это обеспечивает плавное трогание с места на скорости в 2,7 раза меньшей, чем при использовании стандартной «КАМАЗовской» коробки.
Такая гибкость позволяет эксплуатировать маршевый двигатель при близких к оптимальному значению скоростях вращения коленвала, что дает возможность, например, преодолевать труднопроходимые участки, не применяя предварительного разгона. Даже при необходимости экстремальной езды на КАМАЗ с дизелем Cummins и коробкой ZF 16S не надо газовать на горящем сцеплении. Такая езда обеспечивает дополнительное уменьшение расхода топлива и еще больше повышает экономические показатели автомобиля КАМАЗ-РИАТ. Крутящий момент на входе этой коробки может составлять до 1850 Нм. Вес коробки – 289 кг.
У автомобилей РИАТ с коробками ZF тросовый механизм передачи усилия от рычага переключения передач на исполнительные механизмы переключения (вместо привычных кулис), что способствует снижению шума от двигателя (гнездо выхода рычага закрыто кожухом), облегчает переключение передач и делает возможной установку рычага со смещением от штатного места, повышая эргономичность и позволяя установить дополнительные элементы управления.
Приятные дополнения для КАМАЗ с двигателем Cummins
В конструкции автомобиля КАМАЗ-РИАТ есть несколько мелких (на первый взгляд) особенностей. Казалось бы, они не влияют на базовые характеристики автомобиля, но в конкретных условиях бывают так важны, что потребители покупают машину не только из-за повышенной мощности и улучшенной проходимости, но также из-за этих вроде бы не столь значительных опций.
Многие регионы нашей страны известны суровостью климатических условий. Утренний запуск дизеля в самые холодные зимние месяцы сильно затруднен. Наличие во всех предлагаемых РИАТ моделях предпускового подогревателя решает эту проблему.
24-вольтовый дизельный предпусковой подогреватель Webasto 90 ST (оснащенный топливным и циркуляционным насосом) обеспечивает надежный запуск маршевого двигателя даже при экстремально низких температурах. Отопительная мощность подогревателя составляет 9,1 кВт, причем она плавно автоматически регулируется в зависимости от температуры двигателя и окружающей среды. ПЖД оборудован догревателем, который контролирует температуру двигателя и при ее понижении до +70 градусов, автоматически запускает подогрев. Это уменьшает расход топлива как при запуске дизеля, так и в режиме работы «на холостом ходу». На приборной доске есть специальная индикаторная лампа работы подогревателя.
Владельцы техники КАМАЗ-РИАТ ценят возможность выбора односкатной или двускатной ошиновки.
Например, самосвалу КАМАЗ-6522 для движения по замерзшим дорогам зимой часто выбирают двускатную ошиновку, она позволяет экономить топливо. Для езды в период распутицы устанавливают односкатную ошиновку, которая повышает проходимость.
Важно, что оба варианта ошиновки колес задней тележки официально сертифицированы для проезда по дорогам общего пользования.
Автомобиль может поступать заказчику в варианте односкатной ошиновки с комплектом колес для двускатной.
Потенциальному клиенту достаточно отметить в техническом задании нужный вариант поставки, и РИАТ укомплектует свой автомобиль для каждого конкретного заказчика.
Возможен выбор вариантов комплектации КАМАЗ Cummins:
РИАТ поставит автомобиль, который подходит конкретному заказчику. Это будет «КАМАЗ», но адаптированный к вашим условиям его эксплуатации.
В связи с этим наши специалисты всегда ответят на все вопросы по всем видам автомобилей КАМАЗ с двигателем Cummins
Прежнее наименование | Новое наименование |
Cummins ISL 400 | КАМАЗ 689.510 |
Cummins ISL 360 | КАМАЗ 689.511 |
Cummins ISL 340 | КАМАЗ 689.512 |