История создания среднетоннажных низкорамных автомобилей на КАМАЗе
История создания среднетоннажных низкорамных автомобилей на КАМАЗе
В начале 90 годов, после развала Советского Союза и в начале формирования рыночных отношений в промышленности появилась необходимость в новом классе автомобилей - развозных средне и малотоннажных низкорамных городских автомобилей.
В это время автопромом России выпускались грузовые автомобили на Горьковском автозаводе ГАЗ модели семейства ГАЗ-53, автомобили ЗИЛ, автомобили КАМАЗ которые не удовлетворяли требованиям предъявляемые начавшими формироваться кооперативами и малыми предприятиями к развозным городским автомобилям.
Все выпускаемые автомобили имели большие погрузочную высоту и радиус поворота, низкую манёвренность в стесненных городских условиях и недостаточную экономичность.
Кроме этого, автомобили ЗИЛ, и особенно ГАЗ, имели низкую грузоподъёмность, а автомобили КАМАЗ, выпускающиеся в то время, чрезмерно большую грузоподъёмность, большой расход топлива и высокую стоимость.
Такие характеристики серийных автомобиля производимые в начале 90-х годов не удовлетворяли все более растущий спрос развивающийся класс транспортных служб малого бизнеса.
Поэтому мелкие и средние предприятия вынуждены были приобретать дорогие 2-х осные автомобили зарубежного производства, такие как: DAF 45, IVECO-ML120E23 и Volvo FL6.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, специалисты РИАТ в 1993 году решили на базе некоторых узлов тяжёлого и с высокой рамой серийного двухосного автомобиля КАМАЗ-4325 создать городской низкорамный автомобиль.
Для этого в ГОССТАНДАРТЕ РИАТ был зарегистрирован как международный автопроизводитель с кодом WMI - X8V, а вновь создаваемому автомобилю на основании разработанных технических условий присвоено обозначение 53550.
Создание первого образца
Для обеспечение требуемых характеристик по малой погрузочной высоте платформы и высокой маневренности уже на первом опытном автомобиле были применены шины с размерностью 235/75R17,5, изменена рама и подвеска колес автомобиля. Это потребовало полной переработки компоновки, новой передней и задней подвесок со стабилизаторами бокового крена, применения новых тормозных механизмов, изменение конструкции заднего ведущего моста и некоторых других узлов. Эти работы были успешно выполнены конструкторским бюро РИАТ. Между тем силовой агрегат первого опытного образца остался прежним: двигатель КАМАЗ 740 и 5-ти ступенчатая КПП 141.
Удалось обеспечить погрузочную высоту кузова не более 970 мм в груженном состоянии (при высоте рамы 790 мм).
Проведенные заводские испытания показали его хорошие ходовые качества, отличную плавность хода, высокую манёвренность и экономичность.
При этом использование серийного тяжелого силового агрегата КАМАЗ увеличило его снаряженную массу автомобиля и снизило грузоподъёмность, а мощность в 210 л.с. для такого автомобиля была избыточной.
Несмотря на это результаты испытаний были признаны положительными и в конце 1994 года Бронницким сертификационным центром ОС АТДП было выдано первое свидетельство о согласовании безопасности конструкции автотранспортного средства (СБКТС).
Модернизация последующих образцов
В дальнейшем в 1995 году автомобиль был модернизирован за счет создания комплектации с силовым агрегатом с двигателем Cummins 6B5,9 180 л.с. и с шестиступенчатой КПП ZF-6S-36/2 и позднее на новом образце автомобиля-автофургона был применен двигатель Caterpillar-3116.
Эти автомобили оказались более легкими, а их грузоподъемность повысилась до 7000 кг.
По результатам эксплуатационных испытаний автомобиль с двигателем Cummins 6B5,9 оказался более экономичны по расходу топлива и затратам на проведение технического обслуживания.
В дальнейшем было решено последующие низкорамники собирать с двигателями Cummins
Результаты работ
Автомобиль КАМАЗ-РИАТ 5355 планировалось запустить в серийное производство, но финансовый кризис 1998 года, а также отсутствие у фирмы РИАТ мощностей для массового выпуска машин поставили крест на этом проекте. Однако некоторые наработки, полученные при создании модели КамАЗ-РИАТ-5355, в том числе и установка двигателей Cummins, в дальнейшем были использованы при создании КАМАЗом серийного среднетоннажного грузовика КамАЗ-4308, а конструкторские разработки РИАТ по 5355 были переданы в НТЦ КАМАЗ.
В тоже время КАМАЗ-4308 по результатам продаж не стал успешным. Этому способствовала его более высокая цена, вызванная стоимостью используемых комплектующих (дисковые тормоза, КПП, двигатель, рулевое управление, передняя ось и задний ведущий мост).
В настоящее время руководством КАМАЗ принято решение о начале производства автомобилей семейства «КОМПАС» с грузоподъёмностью 5, 6, 9 и 12 тонн которое, по нашему мнению, в большей степени соответствует идеологии городских среднетоннажных низкорамных развозных автомобилей, основоположником которого был в свое время КАМАЗ-РИАТ-5355.
Автор статьи: Юрий Гречаный, главный технический консультант ОАО «РИАТ».
Категория: ОАО "РИАТ"
Дата: 09 декабря 2024