Назад

Более 100 единиц техники в наличии!

Низкорамные развозные автомобили КАМАЗ-РИАТ – 5355

История создания

В начале 90-х годов, после развала Советского Союза и в начале формирования рыночных отношений, в промышленности появилась необходимость в новом классе автомобилей - развозных НИЗКОРАМНЫХ городских автомобилей.

Первый низкорамный автомобиль РИАТ-5355.

В это время автопромом России выпускались грузовые автомобили на Горьковском автозаводе ГАЗ модели семейства ГАЗ-53, автомобили ЗИЛ, автомобили КАМАЗ, которые не удовлетворяли требованиям, предъявляемым начавшими тогда формироваться кооперативами и малыми предприятиями к развозным городским автомобилям.

Все выпускаемые автомобили имели большую погрузочную высоту и радиус поворота, низкую манёвренность в стесненных городских условиях и недостаточную экономичность.

Кроме этого, автомобили ЗИЛ, и особенно ГАЗ, имели низкую грузоподъёмность, а автомобили КАМАЗ, выпускающиеся в то время, чрезмерно большую грузоподъёмность, большой расход топлива и высокую стоимость. Такие характеристики серийных автомобилей, производимых в начале 90-х годов, не удовлетворяли все более растущий спрос на развивающийся класс транспортных служб малого бизнеса. Поэтому мелкие и средние предприятия вынуждены были приобретать дорогие 2-х осные автомобили зарубежного производства, такие как: DAF 45, IVECO-ML120E23 и Volvo FL6.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, в 1993 году специалисты РИАТ решили создать городской низкорамный автомобиль на базе узлов тяжёлого и с высокой рамой серийного двухосного автомобиля КАМАЗ-4325.

Для этого РИАТ в ГОССТАНДАРТЕ был зарегистрирован как международный автопроизводитель с кодом WMI - X8V, а вновь создаваемому автомобилю на основании разработанных технических условий присвоено обозначение - 53550.

Создание первого образца

Для обеспечения требуемых характеристик по малой погрузочной высоте платформы и высокой маневренности, уже на первом опытном автомобиле были применены шины с размерностью 235/75 R17,5, изменена рама и подвеска колес автомобиля. Это потребовало полной переработки компоновки, новой передней и задней подвесок со стабилизаторами бокового крена, применения новых тормозных механизмов, изменение конструкции заднего ведущего моста и некоторых других узлов. Эти работы были успешно выполнены конструкторским бюро РИАТ. Между тем силовой агрегат первого опытного образца остался прежним: двигатель КАМАЗ - 740 и 5-ти ступенчатая КПП - 141. Тем самым удалось обеспечить погрузочную высоту кузова не более 970 мм в груженном состоянии (при высоте рамы 790 мм). Проведенные заводские испытания показали его хорошие ходовые качества, отличную плавность хода, высокую манёвренность и экономичность.

При этом использование серийного тяжелого силового агрегата КАМАЗ увеличило снаряженную массу автомобиля и снизило грузоподъёмность, а мощность в 210 л.с. для такого автомобиля была избыточной.

Несмотря на это, результаты испытаний были признаны положительными и в конце 1994 года Бронницким сертификационным центром ОС АТДП было выдано первое свидетельство о согласовании безопасности конструкции автотранспортного средства (СБКТС).

Модернизация последующих образцов

В дальнейшем - в 1995 году автомобиль был модернизирован за счет создания комплектации с силовым агрегатом - Cummins 6B5,9 180 л.с. и с шестиступенчатой КПП ZF-6S-36/2 и позднее на новом образце автомобиля-автофургона был применен двигатель Caterpillar-3116.

Эти автомобили оказались более легкими, а их грузоподъемность повысилась до 7000 кг.

По результатам эксплуатационных испытаний, автомобиль с двигателем Cummins - 6B5,9 оказался более экономичным по расходу топлива и затратам для проведения технического обслуживания. В дальнейшем было решено последующие «низкорамники» собирать именно с двигателями марки Cummins.

«Низкорамники» - 5355. Прародители автомобилей «Компас».

Результаты работ

Автомобиль КАМАЗ-РИАТ - 5355 планировалось запустить в серийное производство, но финансовый кризис 1998 года, а также отсутствие у фирмы РИАТ мощностей для массового выпуска машин поставили крест на этом проекте. Однако некоторые наработки, полученные при создании модели КАМАЗ-РИАТ-5355, в том числе и установка двигателей Cummins, в дальнейшем были использованы при создании КАМАЗом серийного среднетоннажного грузовика КамАЗ-4308, а конструкторские разработки РИАТ по 5355 были переданы в НТЦ КАМАЗ.

В то же время КАМАЗ-4308 по результатам продаж не стал успешным. Этому способствовала его более высокая цена, вызванная стоимостью используемых комплектующих (дисковые тормоза, КПП, двигатель, рулевое управление, передняя ось и задний ведущий мост).

В настоящее время руководством КАМАЗ принято решение о начале производства автомобилей семейства «КОМПАС» который, по нашему мнению, в большей степени соответствует идеологии городского низкорамного развозного автомобиля, основоположником которого был в свое время КАМАЗ-РИАТ-5355.

Категория: ОАО "РИАТ"
Дата: 07 апреля 2022

20.11.2024
На прессово-рамном заводе «КАМАЗа» состоялся конкурс профмастерства среди мастеров. Конкурс профмастерства проходил на базе…
20.11.2024
В рамках «Транспортной недели-2024» в Москве состоялось подписание четырёхстороннего соглашения между ПАО «КАМАЗ»,…
20.11.2024
Интервью про Автомобильный вакуумный погрузчик(АВП) от руководителя проекта.
19.11.2024
На этой неделе на «КАМАЗе» стартовал корпоративный конкурс среди мастеров. На участие в традиционном соревновании подали заявки…
Места эксплуатации автотехники ОАО "РИАТ" и расположение сервисных автоцентров КАМАЗ