25 лет со дня создания: Дирекция по экономике и финансам ОАО «РИАТ» отмечает юбилей.
ОАО «РИАТ» на днях отметил 31-летие со дня своего создания, настал черед отметить и работу его подразделений. 25-летний юбилей встречает Дирекция по экономике и финансам (ДЭФ) компании. 1 июня 1998 года – официальная дата её образования. Стоит отметить, что тот костяк экономистов, с которого всё и начиналось, трудится во благо РИАТа до сих пор. О работе экономистов, для которых — это скорее призвание, чем просто профессия – рассказали Директор по экономике и финансам – Александр Селюков, а также аксакал ДЭФ – Атлас Габдрахманов.
- Атлас Асгатович, как человек, стоявший у истоков становления компании «РИАТ», расскажите, а как всё начиналось?
- А начиналось все в далёком 1993-м году. Конечно, говорить о каком- либо полноценном выполнении функций финансово- экономической службы тогда вообще не приходилось, хорошо было бы закрыть хотя- бы самые «горячие» вопросы! И я был в те времена одним из первых экономистов компании. Первым делом наладил рабочие взаимоотношения с экономистами КАМАЗа, от которых тогда полностью зависело финансовое благополучие предприятия, также занимался оптимизацией налоговых выплат, да много еще чем.
- И тогда решили создать Дирекцию по экономике и финансам компании?
- Тогда, в самом начале нашей деятельности, ежегодные обороты росли не на проценты, а в разы и их нужно было поддержать в части экономических расчетов. Поэтому в 1998 году Владимир Васильевич принял решение о создании Дирекции по экономике и финансам, поставив во главе ее Селюкова Александра Викторовича, который к этому времени уже доказал свою лояльность компании, проявил организаторские способности, инициативу и умение находить общий язык с руководителями и специалистами других подразделений. После создания Дирекции встала глобальная задача – организовать нормальное, полноценное функционирование экономической службы с кардинальным расширением задач и полномочий. Развитие пошло и к срезу нулевых годов сформировался слаженный трудоспособный коллектив единомышленников, способный решать сложные задачи.
- Как развивалось финансовое направление деятельности предприятия? Ведь численность его работников с каждым годом растет, соответственно и производственные достижения растут прямо-таки в геометрической прогрессии.
- Тогда мы назывались «Планово- экономическое бюро (ПЭБ)». В 90- е годы мы занимались в- основном ценообразованием, затем начали закрывать финансовые вопросы, подтянулась аналитика и контроллинг. В структуре бюро появилась группа экономической безопасности, был организован контроль закупочных цен и оценка Поставщиков. Последним был закрыт блок инвестиционной деятельности, вкл. расчеты, планирование и контроль. Все это работает до сих пор. Одно время в структуре бюро находилась даже Группа автоматизации системы управления- прародительница современного ОРИТ. Большое развитие получило финансовое направление деятельности, которое в т.ч. занимается аналитической работой. В компании появился расчет доходности как в разрезе бизнес- направлений, так и по конкретным продуктам и услугам.
- А что сейчас? Как выстраивается ваша работа в современных реалиях?
- Сейчас формируется несколько десятков аналитических отчётов, которые «дают пищу» для принятия правильных управленческих решений и не позволяют руководству предприятия вкладываться в заведомо безнадежные проекты.
- Нельзя не отметить тот факт, что именно среди экономистов предприятия сохраняется тот самый «костяк» из специалистов, которые начинали вместе с вами шагать по этому отнюдь нелегкому пути. Как вам удаётся сохранить коллектив в такой целостности?
- Огромная работа проведена специалистами ФЭО ДЭФ в части решения вопросов, связанных с повышением производительности труда. Например, численность сотрудников отдела не растет уже больше 10 лет. Более того, совсем недавно был период, когда сразу 3 экономиста находились в декретном отпуске, но временное замещение штатной клетки было только по одной. Большой вклад в становление и функционирование отдела внесли теперь уже «ветераны»: Юлия Абдрахманова., Ильзира Долбнина, Лариса Гнилоквас. Отмечу, что на должности рядового экономиста начал свою трудовую деятельность в РИАТе Алексей Пятницын, который дорос до заместителя Генерального директора. До сих пор добрым словом вспоминаем Айдагулова Р.А, Агзамову А.А., Афанасьеву Н.Н., Гайворонского В.И, Щербакова О.Б., Карманову Ю.Н., Сулейманова Р.Х. и многих- многих других. Благодаря кропотливому труду экономистов, РИАТ сегодня добился огромных успехов как системообразующее предприятие, с коллективом численностью более чем в 1100 человек, с растущими объемами производства и прибыли.
Сплочённый коллектив экономистов поздравил заместитель Генерального директора - Директор по экономике и финансам Александр Селюков и вручил почётные грамоты коллегам, с которыми бок о бок трудится на протяжении нескольких десятков лет.
- Александр Викторович, а каковы ваши воспоминания о тех днях, когда было принято решение о создании ДЭФ?
- Был 1995 год, когда я пришёл в РИАТ. На предприятии тогда уже появилось много направлений, мы стали дорабатывать автомобили КАМАЗ, на тот момент создали собственную станцию технического обслуживания (СТО для легковых авто) – ныне это Автоцентр «РИВАЛИ». Держать все цифры в голове было невозможно. Необходимо было правильно рассчитывать калькуляцию и результаты по тем иным проектам, скоординировать все денежные потоки: как по поступлениям, так и по расходам. Вот и было принято решение о создании ДЭФ.
- Тяжело было? Ведь формирование компании пришлось на самый переломный момент в истории страны.
- Да, тогда был переходный период от советской плановой экономики к рыночной, и соответственно, были нужны более грамотные, глубокие расчеты с учетом налогообложения, с учетом новых накладных расходов, необходимо было сформировать более четкое планирование потоков денежных средств. Такая задача была поставлена, мы начали ее выполнять. Прежде всего надо вспомнить, я был отправлен на учебу в Москву, в Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Это была 2-месячная учеба с отрывом от производства, учился и жил в Москве, были экзамены, диплом и все эти новые моменты в бюджетировании, налоговые обложения, денежные потоки – это все там проговаривалось, преподавалось западными партнерами, которые этот путь уже прошли. Я вернулся в Челны, и мы начали внедрять всё новое у нас. Тогда это было все в новинку, могу сказать, что РИАТ - одни из первопроходцев по внедрению методики бюджетирования денежных потоков.
- Александр Викторович, подскажите, по вашему мнению, а что будет в будущем? Искусственный интеллект заменит работу экономиста?
- Считаю, что в любых вопросах есть свои тонкости, которые искусственный интеллект (ИИ) не может учитывать. Уверен, в финансовых процессах особо важно участие человека. К тому же экономисты – люди творческие и к работе они своей подходят исключительно с созидательной стороны, чем робот,думаю, похвастать не может. К тому же при управлении финансовыми потоками иногда возникает острая необходимость в переговорах: можно снять трубку и договориться с поставщиком, со своим кредитором и отстрочить платежи. Поэтому мы ценим каждого нашего специалиста. А ведь их не так много – в финансово-экономическом отделе их всего 9 человек. И всем коллегам выражаю благодарность за труд, также говорю огромное «Спасибо» ветеранам нашей компании. Все они когда-то они пришли в РИАТ со студенческой скамьи, мы начинали вместе и большой вклад внесли в становление, развитие предприятия. Желаю всем творческих успехов, инициативности. Мы не стоим на месте, двигаемся вперед, получаем новые знания, чтоб применять их в работе. Компания за эти более чем 30 лет стала значимой на уровне страны – входит в число системообразующих предприятий России. И мы этим гордимся! А для меня РИАТ – это одна большая семья на протяжении вот уже более 28 лет. Я помню какой была компания и какой она стала, считаю, что есть и моя толика вклада в это большое дело, которое сегодня процветает. Долгих лет тебе, РИАТ!
Категория: ОАО "РИАТ"
Дата: 02 июня 2023