Автомобиль КАМАЗ с дизелем Cummins хорошо известен на рынке. Но упоминая о грузовике из Набережных Челнов с двигателем Cummins, специалисты в большинстве случаев имеют ввиду конкретно шестилитровую модификацию этого дизеля, которая называется Cummins ISB.
Это очень распространенный, но ложный стереотип. На самом деле наиболее распространены два варианта дизеля Cummins, которым может быть укомплектован КАМАЗ:
Справедливости ради отметим, что модификации Cummins ISL и ISB – это все-таки близкие родственники, по сути – братья. Поэтому они похожи друг на друга и отличаются от других. Так, специалисты, имеющие опыт эксплуатации двигатели семейства КАМАЗ 740, нередко отмечаю его «текучий» характер. В жестких условиях сальники КАМАЗ часто текут: пропускают смазочные и охлаждающие жидкости. Такой особенности братья Cummins лишены. Они надежно удерживают жидкости в отведенных для их циркуляции полостях.
Заводская гарантия на двигатели Cummins составляет 400 тысяч километров пробега или 6250 моточасов. Даже при интенсивной эксплуатации новый КАМАЗ обычно проходит такое расстояние за 4-5 лет.
Такую возможность дают конструктивные особенности двигателей Cummins.
ISL-модификация дизеля Cummins имеет целый ряд конструктивных особенностей, которые отличают ее от версии ISB и делают этот двигатель более ремонтопригодным. Блок цилиндров серии ISL оснащен гильзами. Гильзы мокрые, они омываются охлаждающей жидкостью. Такое устройство блока цилиндров допускает до четырех капитальных ремонтов двигателя с применением гильз и поршней ремонтного размера.
Двигатель ISB для такого вида ремонта не предусматривался. Правда, надо отметить, что коленвал ISB, тем не менее, может быть при необходимости переточен. Да и ремонтное гильзование модификации ISB тоже нередко применяется на практике. Это дополнительно продлевает эксплуатационный ресурс двигателя.
В отличие от Cummins ISB вспомогательные агрегаты модификации ISL смонтированы в передней части двигателя. Это означает, что если для доступа, например, к распредвалу машины, оснащенной двигателем Cummins ISB, приходится снять с автомобиля коробку передач и сцепление, то в случае ISL – только воздушный вентилятор системы охлаждения. Что обеспечивает практически двукратное сокращение трудозатрат при ремонте.
Двигатель ISB имеет мощность до 300 лошадиных сил. Линейка двигателей ISL включает несколько модификаций: основные модели – это двигатели мощностью 340, 360 и 400 л.с.
За счет повышенной мощности, а также длинной и высокой полки на графике крутящего момента ISL хорошо справляется даже с тяжелым бездорожьем. Инжиниринговая фирма РИАТ, официальный партнер КАМАЗ комплектует поставляемые автомобили девяти – и шестнадцатиступенчатыми коробками передач ZF-16 производства Германии. Это позволяет во всех режимах движения держать обороты коленчатого вала близкими к оптимальным: не применять дополнительную «раскрутку» маршевого дизеля перед участками повышенной сложности.
Следствием конструктивных особенностей рядного шестицилиндрового двигателя ISL являются улучшенные экономические показатели его эксплуатации. Дизелями ISL обычно оснащают технику, предназначенную для интенсивной эксплуатации на напряженных направлениях грузоперевозок, особенно если они связаны со специфическими условиями эксплуатации. Поэтому дополнительные капитальные затраты на приобретение двигателя повышенной мощности американской конструкции автовладельцы окупают уже через полтора – два года.
Итак, в каких случаях стоит выбрать двигатель серии ISL: